Приложение к приказу Комитета по образованию от 17.02.1995 г. № 75

ДОПОЛНЕНИЯ

 

К Правилам о порядке присвоения квалификационной категории руководителям и педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов Санкт-Петербурга, определяющие порядок присвоения квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений.

Настоящие дополнения к Правилам составлены в соответствии с Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Санкт-Петербурга, а также с учётом рекомендаций по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (письмо МО РФ от 23.08.93 г. № 148-М) и региональных требований к содержанию дошкольного образования.

Разработка дополнения обусловлена необходимостью единого подхода на территории Санкт-Петербурга к квалификационным требованиям к критериям Оценки деятельности руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Содержание критериев определяется целями и задачами дошкольного образовательного учреждения:

- охрана и укрепление физического и психическое здоровья детей;

- обеспечение физического, интеллектуального и личностного развития ребенка;

- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития

ребенка.

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, создание условий для развития его воображения и творчества, способностей и становлению общечеловеческих ценностей.

По окончанию периода дошкольного детства ребенок-дошкольник должен быть развит духовно и физически, ориентирован на общечеловеческие ценности, на достижения отечественной и мировой культуры.

 

2

При этом дошкольное детство рассматривается как период, обладающий самостоятельной ценностью в жизни детей, к концу которого ребенок-дошкольник приобретает:

- определенный, соответствующий возрасту уровень детской компетенции;

- коммуникативные навыки, позволявшие вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

- определенный уровень развития познавательных и художественных способностей;

- произвольность поведения и проявления эмоционально-эффективных переживаний

- ценностные ориентации.

Как показывают результаты многолетней практики, дошкольного воспитания, достижения дошкольников обеспечиваются, прежде всего, квалифицированной систематической работой окружающих детей взрослых.

В этой связи, квалификационная аттестация работников дошкольных

образовательных, учреждений не рассматривается как самоцель. Она направлена на совершенствование системы дошкольного воспитания в интересах ребенка.

Критерии квалификационных категорий работников дошкольных образовательных учреждений включают три группы, требований, предъявляемых к специалистам образовательных учреждений Санкт-Петербурга всех типов:

1. Требования, предъявляемые к специалисту в отношении,

коммуникативной культуры.

2. Требования, предъявляемые к специалисту в отношении уровня сформированности профессиональной деятельности.

3. Требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.

Экспертиза по параметру коммуникативная культура специалиста дошкольного; образовательного учреждения осуществляется в порядке, определенной, в основном тексте Правил.

При экспертизе по параметру "уровень сформированности профессиональной деятельности" руководителей дошкольных образовательных учреждений, следует исходить из следующих параметров (табл. № I).

 

 

 

 

 

Таблица № 1

Уровень сформированности профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений (заведующей, заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе, методиста)

Квалификационные категории

1 высшая

I. Отвечает ли общим требованиям, предъявляемым работнику по данной деятельности в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.

 

4. Организация Создание условий для Привлечение к сотрудничеству

сотрудничества педагогического просвеще- по совместному воспитанию

с родителями и ния родителей и включение специалистов смежных наук,

общественностью их в совместный воспита- общественности, др.пед

тельный процесс. коллективов, организация

консультативных пунктов для

населения по проблемам

воспитания

 

 

При экспертизе по параметру "результативности профессиональной деятельности" руководителей дошкольных образовательных учреждений следует исходить из следующих параметров (Табл.2).

Таблица № 2

Уровень результативности профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений (заведующий, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методиста)

Показатели результатив-

Квалификационные

Категории

 

 

Ности

I

Высшая

. .

 

I.Материально- Создание дополнительных Создание дополнительных

технические и условий для реализации условий для реализации

медико-социаль- программных требований программных требований по

ные условия по одному или нескольким всем основным направлениям

пребывания детей направлениям образова- образовательного процесса.

в ДОУ. тельного процесса.

.

2.Обеспечение роста Создание условий для Наличие реальных мер

профессионального прохождения аттестации социальной защиты

мастерства педагогов. на категорию, участие в педагогического и

прохождения аттестации обслуживающего

на категорию, участие в персонала.

конкурсе педагогических

достижений.

3.Рейтинг учреж- Наличие высокой поло- Высокий рейтинг ДОУ

дения у родителей жительной оценки роди- в районе (городе)

телями деятельности

педагогического коллектива.

 

При экспертизе по параметру "уровень сформированности профессиональной деятельности" педагогов дошкольных образовательных учреждений следует исходить из следующих параметров (табл.3)

Таблица № 3 Уровень сформированности профессиональной деятельности педагога (воспитателя, педагога дополнительного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания)

параметры оценки П категория 1 категория высшая

I. Отвечает ли общим требованиям, предъявляемым к работнику по данной должности в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.

 

Творческое преобразование среды развития ребенка, исходя из элементарной диагностики уровня интеллектуального развития детей.

Создание среды развития ребенка на основе собственных разработок,авторских пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания,основанных на личностно-ориентированной модели взаимодействия.

 

Таблица № 3

Параметры оценки

П категория 1 категория Высшая категория

Владение одной из современных технологий развивающего обучения творческое применение программ и технологий, используемых на основе элементарной диагностики распознавание индивидуальных особенностей детей

Творческое обогащение программ, совершенствование педагогических технологий и методик на основе наличия навыков исследовательской и экспериментальной работы. Умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей

Умение руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области воспитания. Иметь значимый опыт на уровне города

 

При экспертизе по параметру "результативность профессиональной деятельности" педагогов дошкольных образовательных учреждений следует исходить из следующих параметров табл.№ 4

Таблица № 4

Показатели результативности Квалификационные категории

П 1 высшая

1. Психолого-

педагогические Наличие среды развития на основе

условия собственных разработок, авторских

воспитания пособий, игр, основанной на

и развития детей личностно-ориентированной

модели взаимодействия

Наличие среды раз-

вития с учетом ин-

дивидуальных осо-

бенностей каждого

ребенка

Наличие творчески

преобразованной среды

развития, исходя из эле-

ментарной диагностики

уровня интеллектуального

и личностного развития

ребенка

 

2.Устойчивый к некоторым видам интерес, детей деятельности к различным видам деятельности

Умение детей

самостоятельно

организовывать свою

деятельность

3.Умение детей самостоятельно

организовывать свою деятельность

Использование

разнообразных

форм работы с

семьей,положи-

тельная оценка

родителями дея-

тельности педагога

Активное привлечение родителей

к взаимодействию в процессе

воспитания и развития детей,

высокая положительная оценка

родителями деятельности педагога

Наличие организованной

совместной деятельности

родителей и педагога,

направленное на развитие

ребенка, высокая и

положительная оценка

родителями деятельности

педагога

Hosted by uCoz