Приложение к приказу Комитета по образованию от 17.02.1995 г. № 75
ДОПОЛНЕНИЯ
К Правилам о порядке присвоения квалификационной категории руководителям и педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов Санкт-Петербурга, определяющие порядок присвоения квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений.
Настоящие дополнения к Правилам составлены в соответствии с Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Санкт-Петербурга, а также с учётом рекомендаций по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (письмо МО РФ от 23.08.93 г. № 148-М) и региональных требований к содержанию дошкольного образования.
Разработка дополнения обусловлена необходимостью единого подхода на территории Санкт-Петербурга к квалификационным требованиям к критериям Оценки деятельности руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Содержание критериев определяется целями и задачами дошкольного образовательного учреждения:
- охрана и укрепление физического и психическое здоровья детей;
- обеспечение физического, интеллектуального и личностного развития ребенка;
- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, создание условий для развития его воображения и творчества, способностей и становлению общечеловеческих ценностей.
По окончанию периода дошкольного детства ребенок-дошкольник должен быть развит духовно и физически, ориентирован на общечеловеческие ценности, на достижения отечественной и мировой культуры.
2
При этом дошкольное детство рассматривается как период, обладающий самостоятельной ценностью в жизни детей, к концу которого ребенок-дошкольник приобретает:
- определенный, соответствующий возрасту уровень детской компетенции;
- коммуникативные навыки, позволявшие вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- определенный уровень развития познавательных и художественных способностей;
- произвольность поведения и проявления эмоционально-эффективных переживаний
- ценностные ориентации.
Как показывают результаты многолетней практики, дошкольного воспитания, достижения дошкольников обеспечиваются, прежде всего, квалифицированной систематической работой окружающих детей взрослых.
В этой связи, квалификационная аттестация работников дошкольных
образовательных, учреждений не рассматривается как самоцель. Она направлена на совершенствование системы дошкольного воспитания в интересах ребенка.
Критерии квалификационных категорий работников дошкольных образовательных учреждений включают три группы, требований, предъявляемых к специалистам образовательных учреждений Санкт-Петербурга всех типов:
1. Требования, предъявляемые к специалисту в отношении,
коммуникативной культуры.
2. Требования, предъявляемые к специалисту в отношении уровня сформированности профессиональной деятельности.
3. Требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.
Экспертиза по параметру коммуникативная культура специалиста дошкольного; образовательного учреждения осуществляется в порядке, определенной, в основном тексте Правил.
При экспертизе по параметру "уровень сформированности профессиональной деятельности" руководителей дошкольных образовательных учреждений, следует исходить из следующих параметров (табл. № I).
Таблица № 1
Уровень сформированности профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений (заведующей, заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе, методиста)
Квалификационные категории
1 высшая
I. Отвечает ли общим требованиям, предъявляемым работнику по данной деятельности в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.
4. Организация Создание условий для Привлечение к сотрудничеству
сотрудничества педагогического просвеще- по совместному воспитанию
с родителями и ния родителей и включение специалистов смежных наук,
общественностью их в совместный воспита- общественности, др.пед
тельный процесс. коллективов, организация
консультативных пунктов для
населения по проблемам
воспитания
При экспертизе по параметру "результативности профессиональной деятельности" руководителей дошкольных образовательных учреждений следует исходить из следующих параметров (Табл.2).
Таблица № 2
Уровень результативности профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений (заведующий, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методиста)
Показатели результатив- |
Квалификационные |
Категории |
|
Ности |
I |
Высшая |
. . |
I.Материально- Создание дополнительных Создание дополнительных
технические и условий для реализации условий для реализации
медико-социаль- программных требований программных требований по
ные условия по одному или нескольким всем основным направлениям
пребывания детей направлениям образова- образовательного процесса.
в ДОУ. тельного процесса.
.
2.Обеспечение роста Создание условий для Наличие реальных мер
профессионального прохождения аттестации социальной защиты
мастерства педагогов. на категорию, участие в педагогического и
прохождения аттестации обслуживающего
на категорию, участие в персонала.
конкурсе педагогических
достижений.
3.Рейтинг учреж- Наличие высокой поло- Высокий рейтинг ДОУ
дения у родителей жительной оценки роди- в районе (городе)
телями деятельности
педагогического коллектива.
При экспертизе по параметру "уровень сформированности профессиональной деятельности" педагогов дошкольных образовательных учреждений следует исходить из следующих параметров (табл.3)
Таблица № 3 Уровень сформированности профессиональной деятельности педагога (воспитателя, педагога дополнительного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания)
параметры оценки П категория 1 категория высшая
I. Отвечает ли общим требованиям, предъявляемым к работнику по данной должности в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой.
Творческое преобразование среды развития ребенка, исходя из элементарной диагностики уровня интеллектуального развития детей.
Создание среды развития ребенка на основе собственных разработок,авторских пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания,основанных на личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Таблица № 3
Параметры оценки
П категория 1 категория Высшая категория
Владение одной из современных технологий развивающего обучения творческое применение программ и технологий, используемых на основе элементарной диагностики распознавание индивидуальных особенностей детей
Творческое обогащение программ, совершенствование педагогических технологий и методик на основе наличия навыков исследовательской и экспериментальной работы. Умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей
Умение руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области воспитания. Иметь значимый опыт на уровне города
При экспертизе по параметру "результативность профессиональной деятельности" педагогов дошкольных образовательных учреждений следует исходить из следующих параметров табл.№ 4
Таблица № 4
Показатели результативности Квалификационные категории
П 1 высшая
1. Психолого-
педагогические Наличие среды развития на основе
условия собственных разработок, авторских
воспитания пособий, игр, основанной на
и развития детей личностно-ориентированной
модели взаимодействия
Наличие среды раз-
вития с учетом ин-
дивидуальных осо-
бенностей каждого
ребенка
Наличие творчески
преобразованной среды
развития, исходя из эле-
ментарной диагностики
уровня интеллектуального
и личностного развития
ребенка
2.Устойчивый к некоторым видам интерес, детей деятельности к различным видам деятельности
Умение детей
самостоятельно
организовывать свою
деятельность
3.Умение детей самостоятельно
организовывать свою деятельность
Использование
разнообразных
форм работы с
семьей,положи-
тельная оценка
родителями дея-
тельности педагога
Активное привлечение родителей
к взаимодействию в процессе
воспитания и развития детей,
высокая положительная оценка
родителями деятельности педагога
Наличие организованной
совместной деятельности
родителей и педагога,
направленное на развитие
ребенка, высокая и
положительная оценка
родителями деятельности
педагога