Педагогические поиски: материалы научно-практической конференции "Опытно-экспериментальная работа школ: вклад в развитие районной системы образования", 23-24 марта 2005 г.

Социально-педагогический мониторинг состояния аттестации педагогических кадров района

Маковская Н.Н., методист НМЦ ,Чурин Г.Ю, кандидат социологических наук, ассистент СПбГУ

Социально-педагогический мониторинг состояния аттестации педагогических кадров Приморского р-на был проведён среди экспертов ОУ и ДОУ, председателей аттестационных комиссий ОУ и председателей профкомов ОУ и ДОУ (всего - 212 чел). В ходе мониторинговых исследований применялись такие методы, как анкетирование, контент-анализ документов, интервьюирование, экспертный опрос. Интерпретация полученных материалов и анализ педагогического потенциала Приморского района осуществлялись на основе совокупного педагогического опыта организаторов мониторинга и профессионального социологического подхода. Это, на наш взгляд, предотвратило поверхностное и некорректное отношение к проблеме.

При изучении положения дел с аттестацией учителей в районе учитывались как качество педагогического труда, основные социально-этические и профессиональные компетенции учителя, так и социально-психологические аспекты его деятельности в контексте проблем школьного образования [1].

Особо анализировались качество аттестационных процедур, работа аттестационных комиссий (нормы и критерии оценки, оценочные средства и технологии, информационное и материально-техническое обеспечение, требования к документам, подтверждающим получение квалификационной категории) [1].

Результаты мониторингового исследования позволяют вычленить ряд вопросов, актуальных для развития районной образовательной системы.

Нарушенные реформами 90-х годов условия жизни людей и отсутствие тенденций к их улучшению привели к неутешительной статистике и в какой-то степени к снижению кадрового потенциала образовательной системы района.

Ценностное отношение педагогов к продолжению профессионального образования, их собственная учебная мотивация в значительной степени зависят от того, насколько полно полученные знания могут быть реализованы в педагогической деятельности. В настоящее время в районе для этого ещё нет всех необходимых условий. Так 19,4% учителей не имеют доступа к компьютерам, поэтому преподаватели-предметники не могут использовать современные технологии. В целом ряде случаев и администрация учебного заведения препятствует обучению. Сегодня можно говорить о том, что компьютером владеют и умеют использовать компьютерные технологии только 24% аттестуемых представителей учительского корпуса района.

Учитывая, что в сентябре 2004 года закрылся городской Учительский Клуб на базе ОУ № 56, а с октября 2004г. до апреля не работал Центр Информационных технологий на базе ИТМО, на наш взгляд, для того, чтобы не было длительных перерывов в подготовке педагогов с использованием современных технологий, необходимо создать в Приморском районе свой Центр информационных технологий, чтобы учительство могло освоить новые, адекватные современности способы обучения.

Известно, что качество специалиста измеряется его творческим вкладом в профессию, способностью к модификации практического опыта.

32% аттестуемых учителей участвуют в опытно-экспериментальной работе. Печатные работы имеют 12% учителей. Победители конкурсов в ОУ 20%. Высокий уровень организации педагогического труда наблюдается у 40% аттестуемых учителей. Но только у 25% педагогов зафиксированы хорошие проектировочные умения.

опросов, свидетельствуют, что в ситуации перехода к профильному обучению необходимо особое внимание уделить материально-техническому обеспечению образовательного процесса в школах. Состоянием материально-технической базы школ удовлетворены только 30% респондентов (особенно это касается оборудования кабинетов физики и компьютерной техники).

Учебно-методическим обеспечением процесса обучения удовлетворены 40 % респондентов.

Это существенные показатели недостаточной готовности образовательных учреждений к переходу на профильное обучение.

Материалы мониторинга фиксируют и опасения учителей, связанные с возможными негативными последствиями непродуманной организации профильного обучения.

Известно, что существует опасность социальной сегрегации и школ, и индивидов в системе образования, так называемый трэкинг (tracking), при переходе на профильное обучение - разведение учащихся по разным образовательным потокам [4], что ведёт к росту социального и правового неравенства в области образования. Создание и работа специального межведомственного Координационного Совета р-на, на наш взгляд, позволило бы разумно и гласно решать и социальные проблемы, и вопросы материально-технического и научно-методического обеспечения образования в районе.

что в целом увеличилось количество аттестуемых учителей на первую и высшую квалификационные категории. Анализ статистических данных показывает, что до 1999/00 года в течение 5-лет в районе большинство учителей имело 2-ую квалификационную категорию. В 1999/00 году произошло смещение в сторону 1-ой квалификационной категории и такое положение дел держалось до 2004/05 учебного года. Начиная с 2001/2002 уч. года, в 2 раза увеличилось и число работников ДОУ, аттестующихся на 1 кв. категорию.

Период

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

ИТОГО аттестовано(чел.)

1994-1999гг.

683

1253

1704

3640

1999/00г.

351

450

340

1141

2000/01г.

270

411

309

990

2001/02г.

450

531

280

1261

2002/03г.

358

490

272

1120

2003/04г.

459

431

207

1097

2004/05г.

661

505

266

1232

В 2004/05 уч.г. резко увеличилось (на 60%) число аттестующихся педагогических работников на высшую квалификационную категорию, что свидетельствует о росте заинтересованности учительства в повышении своего социально-профессионального статуса. Возможно, эти процессы связаны с отсутствием "страха" прохождения экспертизы в р-не, по сравнению с ГАК, но, вероятно, прежде всего - с естественным желанием учительства повысить свою заработную плату.

Однако, необходимо понимать, что и школа, и учащиеся старших классов нуждаются действительно в учителе высшей категории, соответствующего потребностям ХХ1 века, инициативного и деятельного в проектах нового типа. В Санкт-Петербурге уже есть структуры, подающие примеры новых подходов, успешно работает ИТМО, институт, завоевавший за последние годы мировой авторитет в области компьютерных технологий. ИТМО предлагает себя как базовый центр для любого учителя и ученика, проект Лямина А.В ЦДО и Харченко Т.В.

35% респондентов считает работу экспертных групп необходимой, а 46% опрошенных, видимо опасаются ее, понимая эксперта как человека, который по настроению класса, по глазам и ответам детей считает возможным определить эффективность работы учителя, что, безусловно, свидетельствует о недопонимании ими сущности экспертизы.

Большинство опрошенных рекомендовало внести в портфолио учителя состояние воспитательной работы и внеклассной работы по предмету и учитывать эту информацию при аттестации.

10% считают процедуру аттестации недостаточно демократичной.

4% респондентов считает, что администрация не помогает аттестуемому.

Процедура аттестации повышает потенциал пед. коллектива - утверждают 85% респондентов, "способствует закреплению кадров" - говорят 70% опрошенных. Это процедура простая - по мнению 77% респондентов, доброжелательная - для 78% опрошенных.

Существенно, что мониторинг подтверждает практическую значимость и стимулирующую роль аттестации. Учитель, имеющий квалификационную категорию, чувствует себя в обществе увереннее и в большей мере социально и профессионально защищенным.

Литература:

1.Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования// Известия Российской академии образования.- 2001. - № 1. - С.35-37

2.Осицкий А.В.// Научные традиции и перспективы педагогики.-СПб.- 2001.-С.257-267.

3.Матюшкина М.Д. Образование взрослых: Социальные ожидания./Андрагогика. Материалы к глоссарию. Вып.2.-СПб, 2005.- С.19-

Hosted by uCoz