Проект программы 2009г.

                                                                                                                " Инициатива, творчество, успех"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Профессиональное становление учителей, преподающих  в области естественно - научных знаний»           

(72 часа аудиторной нагрузки)

Методист по физике Маковская Надежда Николаевна

Пояснительная записка

                Программа состоит из 36 часов инвариантного(обязательного)базового  блока

               и 36 часов вариативного  блока (по выбор учителя)

    Программа рассчитана на развитие профессиональной компетентности учителей :

          учителей естественных предметов с целью повышения квалификации, с учётом требований

             современности (развитие олимпиадного движения, тестирование в формате  ЕГЭ, участие

             учителей в конкурсах различного уровня, повышение уровня  "современности и научности" 

             знаний  преподаваемого предмета, содружество с ВУЗами, воспитание выпускников -  

             исследователей);

     Обучение учителей естественных предметов новым методикам и технологиям обучения в образовательных учреждениях  различного типа  (гимназия, лицей, профильная школа, школа с базовой образовательной программой);   

     Обучение вариативным формам педагогической деятельности  с учащимися, имеющими пробелы в знаниях и с проблемами в обучении, индивидуально-ориентированное обучение и др.;

     Реализация активных методов работы и формирование навыков учителей естественных предметов в использовании новых компьютерных технологий и интерактивных методов работы (ИД, ЭОР, возможности медиатеки), переход на оперативную систему с открытым кодом, создание банка данных учителей с собственными разработками и организация работы учительского Клуба учителей естественных предметов с отладкой телекоммуникационной связи на базе передовых ГОУ (№№ 41,64,631,640,554,580 и др.).

     Планирование и формирование профессионального роста учителя естественных наук, индивидуальное сопровождение (тьюторство) в работе с учителем, помощь в улучшении имиджа учителя, динамика  составления портфолио, его качество и представление учителя на квалификационную категорию, награждение;

     Качество педагогического труда, рефлексия уровня обученности учащихся учителями различного психологического типа личности.  Пути управления и совершенствования качества преподавания. Психологическая поддержка от педагогического "выгорания". Условия формирования педагогического долголетия и факторы снижающие педагогическое долголетие. Диагностический инструментарий изучения педагогического долголетия. Совместная работа с ПМСЦ по поддержке учителя, ученика, родителей.

     Специфика работы в старшей школе. Практические занятия в помощь учителю (бинарные уроки, мастер - классы, проектная деятельность, игровые технологии, дискуссионные уроки, решение задач повышенной сложности, обучение постановке обязательных лабораторных работ, исследовательская работа в ресурсных центрах).

     Работа учителя по воспитанию талантливых учащихся, детей "индиго", возможности сопровождения учитель-ученик в рамках экстерната, работа научных сообществ учителей-естественников с выходом готового продукта учащихся -  "исследования", изданием печатных статей в научных журналах СПбГПУ и СПбГУ, представление портфолио ученика в ВУЗ, создание школьного печатного продукта. Методика обучения нескольких предметов "по эпохам".

     Экологическое образование в деятельности учителя-естественника. Социально-экологическая специфика Северо-западного региона в стратегии решений всемирной теория устойчивого развития общества. Экологическая безопасность, как основа жизнеобеспечения населения экологически напряжённых районов мегаполиса Санкт-Петербурга.  Воспитание и обучение учащихся в процессе изучения предметов естественно - научного цикла  в нравственной ценности  эко человека. Сохранность водного ресурса. Содружество с Водоканалом, день воды. Международные проекты, договор по сохранности водного ресурса стран Балтийского моря.

     Работа с молодыми специалистами естественных наук, встраивание их в коллектив, особенности работы с методической службой ГОУ, НМЦ, АППО. Использование молодыми специалистами достижений выдающихся учителей района, помощь в адаптации в школе, наставничество. 

          Слушатели знакомятся с методическими рекомендациями, действующими на текущий момент, основами педагогической культуры учителей естественно - научного  направления. Занятия для слушателей проводятся в практических режимах: урок, круглый стол, мастер-класс, диспут, практика делового общения, открытое мероприятие. Всесторонняя и разноплановая подготовленность слушателей в области традиционных и новаторских методик, различных видов анализа уроков и его оценки, совершенствует их аналитическое мышление, облегчает адаптацию в многофакторной педагогической деятельности. Развитие информационной культуры учителя естественных наук способствует информатизации общества, а качество и актуальность образования являются основополагающими  в развитии общества.

         Предполагается, что при прохождении слушателями обучения, регулируются: формы и критерии совместной работы, совместная деятельность с внешними управляющими структурами (администраций ОО, ГОУ, МО, попечительским советом или советом развития ГОУ, родительскими комитетами, ПМСЦ). Корректируется необходимость социального партнёрства в совместной деятельности. Проводится обучение решения межличностных проблем. Слушатели обучаются практическим рекомендациям. Корректируется психология общения: понятие общения, невербальные средства общения, практика делового общения. Предлагается проектирование. Особое внимание в обучении уделяется коммуникативной культуры как одного из критериев успешной работы с учащимися, методологических подходов к оценке качества образования на современном этапе.    Предполагается обучение самоанализу, готовности к индивидуальной работе с учеником, этапы и особенности речевой культуры, психологические аспекты работы с родителями.

            Программа носит инновационный характер и ориентирована на апробацию новых моделей образовательного процесса, педагогических технологий, учебно-методических комплексов. Через все модули проходят 2 основные  темы времени, в котором живём, как лейтмотив всего обучения.

Тема 1.

Учитель ХХ1 века.

        Анализ с позиций потребностей общества (как социальный заказ). Актуальность. Новое общество, страна, потребности в новом учителе. Цели. Возможности общества, управленческой структуры педагогического сообщества, широты личности. Возможности привлечения в педагогику наиболее талантливых молодых людей, укрепление научной поддержки. Управление процессом формирования учителя ХХ1 века. Проблемы переходного периода педагогического сообщества.  Потребности и возможности. Проблемы и пути решения. Реальность решения проблем. Обучение и овладение новыми технологиями, методиками, умением работать в режиме проектной деятельности, исследовательской деятельности,  элективных курсов, профильного образования. Андрагогическая компетентность.

Тема 2.

Информационные технологии.

                Место информационных технологий в работе учителя, руководителя, любого сотрудника ОУ. Обучение пониманию решающей роли учителя в совместной  работе с учащимися и коллегами по использованию современных информационных технологий. Совершенствование мультимедийного обеспечения и создание научных ученических обществ, обеспечивающих творческий потенциал подрастающего поколения. Организация и работа медиатек, как средства обучения, повышения квалификации и творческого общения педагогического сообщества. Создание сайтов, работа в форуме педагогов, издание учебных электронных пособий и методических разработок в электронном виде педагогов и учащихся, совершенствование типовых программ и создание на их основе собственных моделей, создание ЭОР нового поколения. Совершенствования интерактивных форм работы. Поиск и создание новых видом деятельности (телемост, работа с планшетами, в мобильном классе, с документ-камерой, электронным микроскопом и др.)

ИНВАРИАНТНЫЙ БЛОК

№п/п

Содержание учебного плана

Уч. нагрузка

1

Обучение учителей естественных наук новым методикам и технологиям, вариативным формам педагогической деятельности.

18

2

Активные методы работы в формировании профессионального роста учителя естественных наук.

18

Всего:

36

АДРЕСНОСТЬ: учителя естественных наук.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:  повышение качества педагогического труда.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:  Лекции, учебные занятия, мастер-класс, учебное групповое и индивидуальное консультирование, практические занятия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:  Готовность достижения высокой результативности и профессионализма с использованием ИКТ.

Образовательный модуль

«Обучение учителей естественных наук новым методикам и технологиям, вариативным формам педагогической деятельности»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

 

№п/п

Наименование разделов и дисциплин

 

Всего

 

Лекции

Практи

ческие

занятия

1

Новое в базовых, научных представлениях преподаваемого предмета, современность знаний (новое  в классификации,  новые достижения, гранты, патенты, новые знания,  новые  научные направления, монографии, научные открытия, новые специальности).

 

2

 

1

          1 

2

Методики и технологии эффективные для образовательных учреждений различного типа (гимназия, лицей, базового уровня).

4

2

2

3

Вариативные формы педагогической деятельности с учащимися, имеющими пробелы в знаниях и проблемы в обучении, индивидуально-ориентированное обучение и др.

 

4

 

 

2

 

2

4

Повышение качества педагогического труда, рефлексия уровня обученности учащихся (причинная зависимость, личность учителя). Пути управления и повышения качества  и долговременности полученных знания. ЕГЭ, олимпиады, конкурсы.

4

2

2

5

Специфика работы учителя в старшей школе. Психологические особенности, специфика. Место исследовательских обществ, иных методов в повышении интереса к предмету. Роль личности в системе учитель-ученик, имидж в педагогике.

 

2

 

 

2

6

Поиск и поддержка талантливых  учителей, учащихся, успешность деятельности, развитие и совершенствование. Карьера и успех. Портфолио учителя и ученика, его место и роль.

 

2

 

 

2

Всего:

18

7

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  

1.     М.М.Поташник, М.В.Левит Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) М.2004г.

2.     Закон об образовании РФ.

3.     Элективные курсы (из опыта работы школ-лабораторий)ЦИТиТ СПб 2006г.

4.     Развитие общих учебных умений и навыков школьников СПб 2000г.

5.     Лицейское образование СПбГУ 1997г.

6.     Дорога к согласию СПБ 1999г.изд. «Корифей»

7.     Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.АППО СПб 2003г.

8.     И.С.Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся М.2004г.

9.     С.В.Кульневич, Т.П.Лекоценина Совсем необычный урок изд. «Учитель» Воронеж 2001г.

10. И.В.Гришина, Ю.В.Подзюбанова.  Развитие профессиональной компетентности руководителей  школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период.  СПб 2003г.

11. Диагностика как фактор развития образовательной системы Учебное пособие СПб 1995г. ЛОИУУ

12. Т.Шманкевич Жизнь школы глазами социолога НМЦ 2006г.

13. Андрагогика постдипломного педагогического образования  АППО 2007г.

14.  Монологи об учителе АППО СПб 2003г.

15. Методическая служба – петербургской школе АППО СПб 2006г.

 

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:  Итоговая оценка освоения модуля осуществляется путем организации собеседования со слушателями эффективности обучения, контроля знаний. Подготовка учителя к результативной деятельности.

Образовательный модуль

«Активные методы работы в формировании профессионального роста учителя естественных наук»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

 

Всего

 

Лекции
 
Практика

1

Использование активных форм педагогической деятельности в соответствии с потребностями времени (мастер-класс, педагогические мастерские, бинарные уроки, научные сообщества, исследовательская деятельность, дебаты, создание банка данных педагогических достижений, создание и работа учительского Клуба)

 

 

5

 

 

1

 

 

4

2

Формирование навыков использования компьютерных технологий и интерактивных методов работы  предметов естественно-научного цикла и: ИКТ, ИД, планшеты, мобильные классы, документ-камера,  электронный микроскоп, медиатеки, создание банка данных компьютерных моделей, ЭОР, создание и работа учительского Клуба в режиме скайпа, телемоста, новые разработки.

 

 

 

 6

 

 

 

1

 

 

 

5

3

Экологическое образование. Социально – экологический мониторинг Северо-Западного региона в преподавании предметов естественно-научного цикла. Экологическая безопасность, как основа жизнеобеспечения населения. Роль экологии и экологической безопасности в теории устойчивого развития общества.  Воспитание и обучение учащихся в процессе изучения предметов естественно-научного цикла  в нравственной ценности  эко человека.  Сохранность водного ресурса. Содружество с Водоканалом, день воды. Международные проекты, базовый договор в Рио-де-Жанейро, договоры по сохранности водного ресурса стран Балтийского моря.

 

 

 

 

6

 

 

 

 

4

 

 

 

 

2

4

Обучение формирования портфолио учителя и ученика XXI века. 

1

1

 

Всего:

18

7

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 

1.     С.В.Алексеев, С.Г.Вершловский, М.Д.Матьшкина Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования. АППО 2003г.

2.     Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования. ИФ «Образование в документах». Москва, 2002.

3.     Видеотека экологических фильмов Каталог 2004г.СПб 2004г.Правительство Санкт-Петербурга

4.     Чернова Н.М.д.б.н. руководитель авторского коллектива. Городской стандарт на квалификацию педагога-эколога М.2005

5.     Н.Д.Сорокин,  И.А.Серебрицкая. Экологическое законодательство РФ в 2-х томах СПб 2995г.

6.     Е.В.Рюмина Анализ эколого-экономических взаимодействий. "Наука"2000г.

7.     В.Н.Новиков Экология. Урбанизация. Жизнь. МГТУ Н.Э.Баумана 2002г. Учебное пособие.

8.     Г.Д.Титова Экономические проблем в использования биоресурсов мирового океана в зонах национальной юрисдикции. СПб ВВМ 2006г.

9.     Устойчивое развитие и экологический менеджмент. Материалы Международной научно-практической конференции 17-18 ноября 2005г. СПбГУ

10. Экодинамика и экологический мониторинг Санкт-Петербургского региона в контексте глобальных изменений 1996.СПб под редакцией К.Я.Кондратьева и А.К.Фролова (Комитет по экологии и охране природных ресурсов СПб и Лен. области)

11.  От соперничества к сотрудничеству. Практическое руководство по активным методикам в экологическом образовании. М. РХТУим.Д.И. 1999г.

12. В.В. Глухов, Т.П.Некрасова Экономические основы экологии  государственный политехнический университет "Питер" СПБ 2003г.

13. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в   

      выпускных классах основной школы . М.2004

14.Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного  

       Опыта. СПб 1995г.

15.Г.К.Селевко Современные образовательные технологии: Учебное

      пособие. М.Народное образование. 1998г.

 16.С.С.Татарченкова Урок как педагогический феномен. Учебно-  

       методическое пособие СПб. КАРО 2005.

 17.М.Г.Ермолаева Современный урок: тенденции, возможности,   

      анализ СПб АППО, 2007.

 18.Колесникова И.А., Горчакова - Сибирская М.П. Педагогическое

      проектирование. М. изд-во "Академия" 2005.

  19.Булатова О.С. Искусство современного урока. М.Изд.центр 

       "Академия" 2006.

 ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ: 

Итоговая оценка освоения модуля осуществляется путем организации дискуссии, анкетирования.

ВАРИАТИВНЫЙ БЛОК (один из предложенных)

№ п/п

Содержание учебного плана

Уч.  Нагрузка

1

Лабораторный практикум (обязательные лабораторные работы и практикум по физике). Обучение на базе ресурсных центров (ГОУ № 596).

36

2

Исследовательская деятельность в предмете, научные сообщества. Роль методической темы школы, учителя. Базовые стандарты 2-го поколения. Преемственность при переходе на новые стандарты. Рекомендуемые программы, учебники, тесты. Новое в ЕГЭ, олимпиадах, конкурсах, решение задачек (ТРИЗ). Андрагогическая компетентность.

36

3

Молодые специалисты предметов естественно-научного цикла. Создание и использование возможностей виртуальной образовательной среды, введение дистанционного обучения. Наставничество, тьюторство.

36

4

Педагогическое долголетие. Психологические аспекты. Нормативные документы в образовании. Дистантное сопровождение учителей по индивидуальным маршрутам

социологической компоненты  (коммуникативные и психологические проблемы, проблемы "выгорания",  квалификации). Андрагогическая компетентность. Имидж.

36

5

Информационные, интерактивные технологии в деятельности учителя естественных предметов. Использование виртуальной среды, дистанционное обучение. Создание Учительского Клуба и работа по комплектованию учебных  ИКТ, разработок учителей р-на, усовершенствующих готовые модели и  новые ЭОР.

36

6

Стажировка учителей (тьюторство).

·        (В зависимости от потребностей: ЕГЭ, олимпиады, конкурсы, аттестация, переобучение).

·        Выращивание талантов. Дети "индиго". Нестандартные, талантливые учителя и учащиеся. Стажировка в школах, осуществивших "прорыв" в обучении, оборудовании, концепции развития: ГОУ№№41,42,43,46,52,64,116,554,580, 631,640,683, 583,ДЮЦТТиД, ДДТ, "Китеж+".

36

Всего:

36 часов в каждом

Образовательный модуль

Лаборатория практического педагогического творчества

«Лабораторный практикум по физике (обязательные лабораторные работы). Обучение постановке и проведению лабораторных работ на базе ресурсных центров»

АДРЕСНОСТЬ:

Программа ориентирована на подготовку учителей физики постановке и проведению лабораторных работ на базе ресурсных центров ГОУ№596 (№42 и др).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ: 

         Знание и понимание обязательности проведения лабораторных работ и практикума, в соответствии с программой. Приобретение навыков работы с приборами). Постановка эксперимента и решение задач ЕГЭ в теме опыта.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

 Практические занятия, лекции, сборка схем, решение задач, учебное групповое консультирование.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:

Готовность к использованию знаний в постановке и проведению лабораторных работ на базе ресурсных центров, решения задач ЕГЭ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

№п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

Лекции

Практика

1

 Эксплуатация новой техники, помощь в  запуске и эксплуатации. Ресурсные центры (ГОУ№№ 596, 42). Соблюдение ТБ в кабинете.

4

1

3

2

Лабораторные работы по механике. Эксперимент и решение задач ЕГЭ, ТРИЗ.

6

1

5

3

Лабораторные работы по молекулярной физике. Эксперимент и решение задач ЕГЭ, ТРИЗ.

5

1

4

4

Лабораторные работы по электродинамике, с использованием ЭОР. Эксперимент и решение задач ЕГЭ, ТРИЗ.

8

1

7

5

Лабораторные  работы по оптике, с использованием ЭОР. Эксперимент и  решение задач ЕГЭ, ТРИЗ.

4

1

3

6

Атомная физика. Виртуальные лабораторные работы. Эксперимент и  решение задач ЕГЭ, ТРИЗ.

2

1

1

7

Практикум по физике. Обучение оформлению инструкции по проведению лабораторной работы, печатные издания по новым работам.

6

2

4

8

Зачётное занятие (ЭОР, новая лабораторная работа, курсовая работа)

1

1

 

Всего:

36

9

27

1.     Перцев Николай Николаевич    Ключевые понятия школьной физики и их применение при решении задач. – М.: МАКС Пресс, 2003. – 25 с.

2.     В. Вымятнин, И. М. Ларионова  Компьютерный лабораторный практикум по физике        

3.     Повышение квалификации работников образование Тематический каталог 2007 ACADEMIA

4.     Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. Диагностические и обучающие методики. РАО, 1996 г. (12 выпусков).

5.     С. В. Степанов, С. А. Смирнов. Лабораторный практикум по физике. Серия: Профессиональное образование  Форум, Инфра-М, 2003 г.       

6.  Виртуальный практикум по физике для ВУЗов. Физикон. Активная   

    физика. www.curator.ru/e-books/physics.html – 40 Кб  

7        Виртуальные лабораторные работы по физике Дистанционный лабораторный практикум по курсу физики средней школы .Практикум позволяет выполнить виртуальные лабораторные работы по физике. http://school.chasty.ocpi.ru/p47aa1.html                                 

8.       Трофименко Е.Е., Малашонок В.А., Хорунжий И.А., Еденков. Практикум по физике;  

9.       Дмитриева Ольга Александровна. Инновационный подход к решению задач и лабораторному практикуму в курсе физики средней школы : Дис. ... канд. пед. наук :..http://disserr.ru/contents/107640.html                                                                                                       

10.  Зеличенко, В.М. Лабораторный практикум по физике: учебное  

      пособие в 3 ч.

11. Волков С. Ю. Лабораторный практикум по физике.М. МАКС Пресс.  

      2003.–Лицей 1574  

12. Ахматов А.С. Лабораторный практикум по физике .-М.:Высшая  

     школа,1980

13. Современное учебное оборудование ЗАО «Крисмас+» СПб

14.                     Готовимся к ЕГЭ Физика учебно-справочное пособие  для 11 кл. авторы Лебедева И.Ю., Бокатова С.С., Марвеев В.Л., Довга Г.В. научный редактор Фрадкин В.Е."Просвещение".                                                                        

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ: 

Итоговая оценка освоения модуля осуществляется на основе: анализа результатов выполнения лабораторных работ, умения сборки схем и отладки оборудования для эксперимента, оформления  пособия  по  проведению лабораторных работ.

Образовательный модуль

«Исследовательская деятельность в предмете»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ: 

Совершенствование знаний об особенностях исследовательской деятельности в предмете. Школьное образование как фактор развития личности. Научно-исследовательские общества. Формирование аналитического мышления, творческого склада ума. Методики и методы исследовательской деятельности.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ:

Комбинация лекций и практических занятий, групповая и индивидуальная работа. Ознакомление с работой научных обществ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:

Готовность к творческой деятельности педагогических и руководящих работников. Развитие у учащихся  интереса к предмету, исследованиям.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ: 

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

Лекции

Практика

1

Методологические аспекты и проблемы современной исследовательской деятельности.  Школьные научные сообщества (ГОУ№№ 52,554).Методы, опыт экспериментальной работы  (ГОУ№ 40, 45, гимназии, др.).

 

2

 

1

 

1

2

Диагностика и мониторинг возможностей и ключевых компетентностей учителя, проблем исследовательской деятельности в предмете. Участие в деятельности кандидатов и докторов наук. Научное сопровождение.

 

3

 

1

 

2

3

 Создание и работа дискуссионного Клуба по проектной деятельности. Сопровождение учителя в отработке модели проекта и его развитие. Методическая тема, методички. Андрагогическая компетентность. Игра в развитии интереса к предмету. Технология творчества.Личность педагога-исследователя.

 

6

 

2

 

4

4

Продвижение базовых стандартов 2-го поколения. Их преемственность. Рекомендуемые программы, учебники, тесты. Совместимость с ЕГЭ, олимпиадами.

 

7

 

4

 

3

5

 Участие маститых учителей, учителей- победителей конкурсов и подготовивших победителей  олимпиад в развитии способностей личности учащихся.

 

2

 

1

 

1

6

Выращивание  талантливыми учителями  у учащихся склонности к анализу, исследовательской деятельности,  опосредованно через использование задачек ТРИЗ, конференций. Технология критического мышления. Обучение на базе гимназий, лицеев и профильных школ. Специфика факультативного преподавания предмета, элективных курсов.

 

 

 

8

 

 

 

2

 

 

 

6

7

 Получение продукта исследования и его реализация. Издательская деятельность. Анализ контрольной работы как система оценки качества обученности.

4

1

3

8

ИКТ и интерактивные методики, приёмы в развитии  исследовательского таланта.

4

1

3

Всего:

36

13

23

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.     Колесникова И.А.Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии - СПб.,2001.

2.     Маслоу А.Новые рубежи человеческой природы-М,1999.

3.     И.С.Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся М.2004г.

4.     Абрахам Гарольд Маслоу Мотивация и личность СПб  2001 ЕВРАЗИЯ

5.     Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970.

6.      Берков В.Ф., Я.С.Яскевич, В.И.Павлюкевич Логика Учебное пособие Минск Тетра Систем 1998г.

      7. Ануфриев А.Ф. К анализу диагностического мышления   

            учителя//Психология учителя М.1989г

 8. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.-

      М.2007

 9.  Варламова   Е.П. Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности

      человека: Рефлексивно-гуманистический подход. М.ИП РАН 1998г.

10.  Друшкина  М.Р. Психология влияния. Питер 2004г.

11.  Доценко Е.Л. Психология манипуляции М.2000г.

12.  Николаева А.Б. Роль личности педагога в его деятельности.

       Индивидуальность педагога и  формирование личности школьника.

        Даугавпилс, 1988г.

15.   Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб, филиал изд-ва

        "Просвещение", 2001г.

16. Педагогические мастерские. Теория и практика.- СПб,1998г.

17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб Питер 2000.

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:

Итоговая оценка освоения модуля осуществляется путем организации собеседования со слушателями и публичное (возможно дистантное) представление продукта исследования, его реализация. Рефлексивное эссе. Издательская деятельность.

Образовательный модуль

«Молодые специалисты предметов естественно-научного цикла.  Наставничество, тьюторство.»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ: 

Помощь молодому учителю в профессиональном становлении. Углубление знаний по вопросам формирования коллектива, развития личности, воспитание общения и взаимопонимания.

Формирование знаний о различных типов уроков, методиках, технологиях, формах проведения внеклассных мероприятий.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Учебное занятие, индивидуальное и групповое консультирование. Использование дистантного обучения. Доклады обучающихся педагогов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:

Готовность к проведению различных типов уроков, освоение новых образовательных технологий деятельностного подхода. Самодиагностика, саморефлексия.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

Лекции

Практика

1

Диагностика, мониторинг потребностей и необходимых направлений обучения, учёт особенностей личности и запросов слушателей, личных интересов, жизненного и профессионального опыта. Профессиональное самоопределение.

 

2

 

1

 

1

2

Отработка индивидуальных маршрутов слушателей. Реализация и развитие способностей молодых учителей, не имеющих опыта и малоопытных учителей, в свете смены образовательной парадигмы и мобильности мышления, способности "впитывать" новшества молодыми. Видео фрагментация урока. Накопление профессионального багажа. Формирование положительного отношения к знаниям.

 

7

 

2

 

5

3

Приобретение профессиональной компетентности: мастер - классы учителей-мастеров, уроки педагогов-новаторов, использующих в своей практике педагогические технологии деятельностной направленности. Обучение проведению внеклассной и  внешкольной профессиональной деятельности. Творческая самореализация.

 

 

7

 

 

2

 

 

5

4

Освоение новых образовательных технологий деятельностного подхода. Приобретение практических навыков проведения уроков с использованием системно - деятельностного подхода. Обучение умению формирования познавательного интереса учащихся к предмету, организовать познавательную деятельность. Планирование наиболее интересных уроков.

 

7

 

1

 

6

5

Практикум по освоению демонстрационного и лабораторного оборудования на всех этапах урока.

9

1

8

6

Обмен опытом между учителями-практиками, победителями конкурсов и молодыми специалистами. Проектирование профессионального роста. Самореализация и развитие профессиональной карьеры.

2

2

 

7

Заключительное занятие – конференция с презентациями, продуктами исследования, ИКТ и др.

2

2

 

 

36

11

25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.     Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие /Под ред.Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой – 3-е изд, спр. И доп. М.,2001г.

2.     Швецова М.Н.Соотношение самооценки учителя и стиля его взаимодействия с классом учащихся. Автореф. канд.дис. М.,2000г.

3.     Н.Е.Шуркова Классное руководства М.2000г.

4.     В.В.Столин Самосознание личности М.1983г.

5.     Е.А.Тарасова Практика диагностики и коррекции педагогических способностей// Психология учителя М.1989г.

6.     О.В.Ромашов Социология труда. Учебное пособие. М. Гардарика, 1999г.

7.     Реализация прав человека в системе образования как условие формирования и функционирования интеллектуального и социо-культурного потенциала личности и общества/Под редакцией А.А.Макареня// Права личности и образование: глобальные и региональные проблемы и перспективы - СПб.ИОВ РАО,2000.

8.     Окунев А.А. Как учить не уча. СПб, 1996г.

9.     Конаржевский Ю.А. Анализ урока М.Центр "Педагогический поиск" 2000.

10. Колесникова  И.А. Основы технологической культуры педагога. СПб, изд."Дрофа" 2003.

11. Есаулова М.Б. Лобанова Н.Н. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности СПб.НОУ "Экспресс" 1999.

12. Методические рекомендации по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта (составила Т.Н.Малаховская, С.И.Макаревич- Мн.Минский государственный областной учебно-методический кабинет 2004г.

        ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Итоговая оценка освоения модуля осуществляется путем организации устного или письменного опроса слушателей, эссе в котором отражены приобретённые в процессе обучения навыки, критические оценки своей подготовки, определяющие дальнейшие направления самоопределения.

Образовательный модуль

«Психологические аспекты в деятельности учителя»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

 Формирование знаний и умений о психологических аспектах в многополярной  учительской деятельности.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 

Комбинация лекций и занятий в малых группах, индивидуальное консультирование, личностно-ориентированное обучение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ: 

Психологическая компетентность. Коммуникативность, толерантность и готовность к учительской деятельности . Умение коммуникативного согласования в сложных ситуациях с учащимися и педагогами.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ: 

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

Лекции

Практика

1

Педагогическое долголетие. Андрагогическая компетентность.Психологические аспекты в многополярной  учительской деятельности

8

6

2

2

Нормативные документы в образовании. Новое в педагогике в свете модернизации образования: преодоление психологического  барьера между старыми методиками и внедрением новых качественных авторских программ, педагогических технологий, компьютерных и интерактивных разработок.

7

5

2

3

Дистантное сопровождение учителей по индивидуальным маршрутам с учётом

социологической компоненты, преодоление консервативного мышления "авторитарной педагогики".  Работа в медиатеке.

 

9

 

2

 

7

4

Коммуникативные и психологические проблемы, проблемы "выгорания", оценок квалификации. Индивидуальный подход. Анкетирование. Стремление к открытым докладам о школе, методикам, инновациям – движение к "открытой школе", как  реализации запроса общественности. Имидж.

 

7

 

5

 

2

5

Итоговое занятие (защита)

2

2

 

 

36

20

16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 

1.     Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В.Психологическая структура деятельности учителя. Гомель,1976.

2.     Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования. ИФ «Образование в документах». Москва, 2002.

3.     Чернышев А.С.Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций М.РПА, 1998.

4.     Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М.: Наука, 1994.

5.     Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие./Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Наука, 1994.

6.     Проблема и психотехника самоопределения личности //Вопросы психологии,2002,№2.С.28

7.     О.П.Гаврилушкина и др. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий

           //Психологическая наука и образования, 2001, №1-С.79.

8.     И.В.Дубровина Психологическая служба образования: научные      

     основания, цели и средства //Начальная школа: плюс, минус, 2002,№3.- 

     С.3.

9.      Е.В.Коротаева Технология сотрудничества: Копилка приемов и

     методов. Заметки школьного психолога. //Русский язык в школе,

      2002,№6-С.36.

10.  О.Н.Крушельницкая Школьный стресс //Народное образование, 2001,

      №6-С.12.

11.  Т.Куликова Психологическое сопровождение образовательной  

       деятельности //Учитель, 2002, №6.-С.41.

12.  А.Савостьянов Саморегуляция эмоциональных состояний в  

       деятельности учителя // Народное образование, 2001, №7-С.213

13.  Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая 

       Компетентность.- Красноярск КГУ 1996.

14. Журавлёв В.И. основы педагогической конфликтологии. М.РПА,1995.

15. Н.В.Панова Педагогическое долголетие СПб.2007 монография АППО

 ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ: 

Итоговая оценка освоения модуля осуществляется путем организации дискуссии, анкетирования, презентаций.

Образовательный модуль

«Информационные технологии в деятельности учителя естественных предметов»

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

Подготовка педагогических  работников к работе в современных условиях. Формирование информационной культуры.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Занятия, индивидуальные консультации, собеседование, работа в группах, дистантное обучение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:

Готовность к работе в новых условиях, на новой технике, с использованием новых методик  и с новыми технологиями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

Лекции

Практика

1

Формирование информационной культуры учителя естественных наук в методической приёмной, в которой консультируют лучшие учителя.

6

4

2

2

 Студия образовательных технологий предлагает интерактивные технологии, разработанные учителя р-на, усовершенствующих готовые модели "Живая (физика, химия, биология) и  новые ЭОР, интерактивные плакаты.

 

6

 

4

 

2

3

Сетевые разработки учителей р-на,  использование радио связи, антенн, скайпа и Web-камер (ГОУ№№ 38,41,42, 640, 631,554,596,555,683,580,617).

 

6

 

3

 

3

4

Электронный микроскоп и научное ученическое общество ГОУ№42,554,45.

6

3

3

5

Использование виртуальной среды, дистанционное обучение.

4

1

3

6

 Создание Учительского Клуба. Комплектование базы данных учебных  ИКТ естественников (межшкольная медиатека).

 

4

 

1

 

3

7

Обучение работе в мобильном классе ГОУ№580

4

1

3

Всего

36

17

19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.     Лицейское образование СПб 1997г.

2.     TOSHBA Каталог телевидеотехники 2007г.

3.     POLYMEDIA Системы отображения. Информации 2006/07; 2008/2009г. (медиатека, креативные решения и технологии, Коммутационное оборудование, видео стены и прочее телекоммуникационное оборудование, профессиональные документ камеры и др.)

4.     Институт Интеллектуальных Технологий, интерактивные доски  2007

5.     Новые интерактивные лекционные доски серии FX  от Hitachi

6.     Интерактивное копи-устройство Mimio превращает маркерную доску в интерактивную.2007

7.     Медиавизор ООО «   Квант»    Study 2007

8.     «ДПИ – компьютер» Решения для образования  Apple для образования

9.      «Москва – наука и промышленность 2004

10. Разработки Московского Государственного технического Университета  (измеритель мощности ММЛ-01, лазерный уровень УЛ-01, измеритель мощности ИМЛ-01 и др.) «СКАТ-Р»

11. МИР ПК №9 2007 Дистанционное образование Интерактивные доски

12. ROsenergoatom  оборудование, машины, инструменты 2005г.

13. М.Г.Ермолаева АППО Игра в образовательном процессе 2003 СПб

14. Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская Образовательные технологии и педагогическая рефлексия 2003

 ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:

Итоговая оценка освоения модуля осуществляется в виде собеседования со слушателями, создания собственного продукта, овладения новой техникой, проектной работе с учащимися, возможна курсовая работа (по желанию).

Образовательный модуль

Стажировка учителей (тьюторство).

АДРЕСНОСТЬ:

Программа ориентирована на  поддержку педагогических работников образовательных учреждений, в зависимости от потребностей, в направлениях: ЕГЭ, олимпиады, конкурсы, аттестация, переобучение.  Помощь в выращивании талантов: дети "индиго". Нестандартные, талантливые учителя и учащиеся.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

Облегчение совершенствования знаний об особенностях профессиональной деятельности педагогических работников образовательных учреждений в указанных направлениях.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Стажировка в школах, осуществивших "прорыв" в обучении, оборудовании, концепции развития: ГОУ№№ 41, 42, 43, 46 ,52, 64, 116, 554, 580, 631, 640, 683, 583, ДЮЦТТиД, ДДТ, "Китеж+".

Лекции, индивидуальное и групповое консультирование, практика.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:

Готовность педагогических работников к новым, иным формам деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

Лекции

Практика

1

ЕГЭ (в части "С"- разбор сложных)

4

4

 

2

Олимпиады (анализ успешности, обмен опытом, программа успеха)

4

1

3

3

Конкурсы (знакомство с победителями)

4

4

 

4

Аттестация (оформление портфолио)

4

 

4

5

Переобучение (определение потребностей)

4

2

2

6

Помощь выращивания талантов. Дети "индиго". (индивидуальный маршрут)

Экстернат для одарённого ученика. Маршрут.

4

2

2

7

Нестандартные, талантливые учителя и учащиеся (мониторинг проблем, взаимодействие, сотрудничество, помощь)

4

2

2

8

Стажировка в школах, осуществивших "прорыв" в обучении, оборудовании, концепции развития: ГОУ№№ 41,42,43,46,

52,64,116,554, 580, 631,640,683,583, ДЮЦТТиД, ДДТ, "Китеж+".

  • Ученик-исследователь (на базе ресурсного центра)

·         Ученик – эколог (радиация, тепловое и электромагнитное воздействие). Поведение в быту, на отдыхе, в непредвиденных случаях. Знания поведения при грозе и других аномальных физических природных явлениях.

·         Физик – лаборант (всё починим)

  • Физика на компьютере (и все другие предметы тоже ; для инвалидов, самообучение "Научи нас учиться")

·         Биолог  в жизни (ядовитые грибы, природные источники воды, продукты питания, одежда, её качество и влияние на человека).

 

 

 

8

 

 

 

8

 

Всего

36

15

21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.     Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. Диагностические и обучающие методики. РАО, 1996 г. Научный редактор – доктор педагогических наук, профессор Т.Г.Браже.

·        6 выпуск: для учителей биологии.

·        7 выпуск: для учителей географии.

·        8 выпуск: для учителей физики.

·        9 выпуск: для учителей химии.

2.     Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте "Образование": опыт, достижение, проблемы/ Под редакцией Э.В.Ваниной СПбАППО,2007.СПб.

3.     С.С.Татарченкова Организация методической работы в современной школе. Учебно-методическое пособие. СПб, 2007.

4.     Педагогика: теории, системы, технологии. Учебн.пособие под редакцией С.А.Смирнова, М.2006.

5.     Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. Учебное пособие. М.2006.

6.     Дик И.Ф. Как стать лучшим учителем?. М.2007.

7.     Есаулова М.Б., Лобанова Н.Н. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. СПб, НОУ"Экспресс",1999.

8.     Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности учителя: позитивно-личностный подход. Новосибирск, 2000.

9.     Алексеев С.В.Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Самостоятельная  работа слушателей в системе постдипломного образования СПб, АППО, 2003.

10.  Школа сотрудничества. М. Первое сентябряю2000г.

11. Соловейчик С.Л. "Учение с увлечением или "Педагогика для всех" или "Час ученичества". М.1986-1988.

12. Культура современного урока/Под редакцией Н.Е.Шурковой М.Издательство "Российское педагогическое агентство. 1997г.

13. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора.Открытость.Деятельность. Обратная связь.Идеальность. Пособие для учителя. М.Вита –Пресс.1999.

14. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решать сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М.Сентябрь.2002.

15. В.П.Беспалько Слагаемые педагогической технологии. М.Педагогика 1989.

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ:

Итоговая оценка освоения модуля осуществляется путем собеседования и написания эссе, курсовой работы, представления достижений учителя-ученика (форма может быть предложена самим обучаемым).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz