Методиcт НМЦ по аттестации
Маковская Надежда Николаевна
(из опыта работы,
материалов проверок Инспекцией Комитета по образованию, Комитетом по образованию и инструктивных
материалов)
(информация на апрель
Методичка является временным материалом, объясняющим
текущее положение, т.к. с 15 апреля должен начаться приём заявлений, а
утверждённого нового положения по аттестации нет.
Разъяснения
предлагаются в связи с меняющимся инструктивными и нормативными документами и
введением с 1 января 2011 года нового положения по аттестации
(имеется
проект), а также утверждёнными и действующими новыми документами:
·
Единый ТК справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593 раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования". Справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих
·
Приказ Минздравсоцразвития
России от 5 мая
·
Минобрнауки
опубликован (проект) Приказ "О
порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений (декабрь 2009г.).
Документ вводит два уровня аттестации:
обязательный (соответствие
должности) и добровольный (квалификационная
категория).
В 2009/10
учебном году в Санкт - Петербурге процедура аттестации
проводилась в экспериментальном режиме с анализом результатов её деятельности в
мае-июне
Анализ новых утверждённых
документов, указанных выше:
·
1 К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к
профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 5 мая
·
2. Аттестация
проводится в целях установления уровня квалификации
педагогических работников с
присвоением квалификационных категорий
(первой или высшей) или подтверждения
соответствия
педагогических работников занимаемым ими
должностям на основе
оценки их профессиональной
деятельности.
·
Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008г.
№ 216н г.Москва " Об
утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников
образования". В Приказе
перечислены профессиональные квалификационные группы должностей работников
учебно-вспомогательного персонала первого уровня (вожатый, помощник воспитателя, секретарь учебной части), второго уровня (дежурный
по режиму, младший воспитатель, диспетчер ОУ, старший
дежурный по режиму). Профессиональная
квалификационная группа должностей педагогических работников 1-4 уровней.
Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных
подразделений 1-3 уровни., структуры доп.образования.
"Квалификационные
характеристики должностей работников образования" от 14.08.2009 №
593.
В разделе I определяют основные составляющие компетентности руководителей:
профессиональная, коммуникативная,
информационная, правовая. Перечислены должностные обязанности, знания,
требования к квалификации. В разделе II определён перечень должностей руководителей ОУ
(директор, заведующий, начальник), должностные обязанности, знания, требования
к квалификации. Перечислены должности руководителей структурного подразделения
(заведующий, начальник, директор, управляющий), должностные обязанности,
знания, требования к квалификации. Указывается то же самое для старшего
мастера.
Конкретно перечислены в разделе III должности педагогических работников (учитель, преподаватель, педагог-организатор,
социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед-для
учреждений здравоохранения), педагог-психолог, воспитатель (включая старшего), тьютор ( за исключением тьюторов
в сфере дополнительного профессионального
образования), старший вожатый, педагог доп.образования (включая старшего),
музыкальный руководитель, концертмейстер, руководитель физического воспитания,
инструктор по физической культуре, методист (включая старшего),
инструктор-методист (физкультура и спорт), инструктор по труду,
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности,, тренер-преподаватель (включая старшего), мастер
производственного обучения. Перечислены должностные обязанности, знания,
требования к квалификации.
В разделе IY указаны
должности учебно-вспомогательного персонала,
перечислены должностные
обязанности, знания, требования к квалификации для:
дежурный по режиму (включая старшего), вожатый, помощник воспитателя, младший
воспитатель, секретарь учебной части, диспетчер ОУ.
I
·
Аттестация в
целях подтверждения
соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится
в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, не реже одного раза в 5 лет.
·
Основанием
для проведения аттестации является представление работодателя.
·
Педагогические
работники в ходе аттестации проходят
квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с
осуществлением ими педагогической деятельности
·
…работник
имеет право представить в
аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей
аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также
заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением
работодателя.
Аттестации не подлежат:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
беременные женщины;
женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет.
Аттестация таких работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков
·
Информация о дате, месте и времени проведения
аттестации письменно доводится до сведения педагогических работников,
подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.
·
По результатам аттестации
педагогического работника аттестационная комиссия принимает одно из следующих
решений:
соответствует занимаемой должности
(указывается должность работника);
не соответствует занимаемой должности
(указывается должность работника
·
В
решении аттестационной комиссии могут
содержаться рекомендации по
совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с
указанием специализации и другие рекомендации, которые вносятся в
аттестационный лист.
Образовательное учреждение представляет в аттестационную комиссию не
позднее чем через
год
со дня проведения аттестации педагогического работника информацию о
выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию
профессиональной деятельности педагогического работника.
· В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878). Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878)).
I I
·
Первая
квалификационная категория присваивается педагогическим работникам,
которые:
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно
применяют их в практической профессиональной
деятельности;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе
совершенствования методов обучения и воспитания;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками
образовательных программ и показатели динамики их образовательных достижений
выше
·
Высшая
квалификационная категория присваивается педагогическим работникам,
которые:
имеют первую квалификационную
категорию;
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно
применяют их в практической профессиональной
деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками
образовательных программ и показатели динамики их образовательных достижений
выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов
участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях;
вносят личный вклад в повышение качества образования на
основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной
деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно
распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Итоги:
·
По результатам аттестации аттестационная
комиссия выносит следующие решения:
а) присвоить первую (высшую)
квалификационной категории;
б) не присваивать первую (высшую)
квалификационной категории
·
. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня
квалификации педагогического работника заявленной высшей квалификационной категории
за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее
действия.
·
Квалификационные категории,
присвоенные педагогическим работникам по результатам аттестации, проведенной в
соответствии с настоящим Положением, сохраняются при переходе педагогического
работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в
другом субъекте Российской Федерации, в течение срока, на который они присвоены
(для грамотного оформления документации по окончании аттестационного периода)
Было посещение 8 ГОУ (№№38, 46, 555, 635, 657, 661) и 1 ГДОУ № 31, НМЦ, ДЮЦТТиД, ПМСЦ, РКА. Письмо № 04-2732/09 от 14.07.2009г. за подписью Зам.председателя КО Н.А.Заиченко.
Проверка показала, что в Приморском районе аттестация педагогических и
руководящих работников ОУ в целом организована и
осуществляется в соответствии с действующими нормативным
документами федерального и регионального уровня.
Вместе с тем, в период
проверки были обнаружены нарушения и недостатки в исполнении требований, предъявляемых в
организации и проведению аттестации педагогических работников, а также недочёты
в оформлении документации.
Нарушения и недостатки в организации аттестации выявлены в ГОУ №№ 38,46,555,635,657,661.; в ГДОУ№31,
,ДЮЦТТиД, ППМСЦ, РКА.
В некоторых ОУ обнаружены недочёты в
оформлении документации: протоколов аттестационной комиссии, аттестационных
листов, а также внесенных записей в трудовые книжки педагогических работников в
части присвоения им квалификационных категорий.
По всем вопросам и выявленным нарушения проведены консультации с
руководителями ОУ, председателям и секретарями
аттестационных комиссий ОУ.
Рекомендации из замечаний, помощь для оформления документации текущего учебного года:
·
Необходимо издавать приказ "Об организации
аттестации педагогических работников в _______ учебном году". Принятие
Положения об АК
ОУ на пед. совете, издание протокола №1 от сентября и утверждение его
руководителем ОУ признано нарушение п.3.4. Положения.. (было в ГДОУ
№ 31, ГОУ № 657)
·
Положение о порядке аттестации педагогических работников в ОУ должно
быть утверждено приказом руководителя. В
Положении должны быть определены права и обязанности председателя, заместителя,
секретаря и членов АК
(замечание к ППМСЦ, нет заместитеяя
а/к)
·
Необходимо утверждать приказом руководителя ОУ графики аттестации педагогических работников. На
момент проверки графики были, подписаны учителями, но не было приказа. (ГОУ №№ 38, 555).
·
Необходимо отмечать два месяца, определяющие
продолжительность аттестации. На
момент проверки не было в ГОУ № 661 у учителя
Ивановой Т.А., ГОУ № 635 Сурин А.С.
·
Необходимо иметь письменное подтверждение с датой
ознакомления аттестуемого с началом процедуры аттестации. Были
замечание по ГОУ №№ 38 и 555.
·
Нельзя нарушать сроки аттестации в соответствии с
графиком, утверждённым руководителем ГОУ. Требуется заявление педагогов о переносе сроков
аттестации. Замечание к ГОУ № 657.
·
Возглавлять аттестационную комиссию должен
администратор в ранге зам.директора или директора ОУ, а не
учитель, даже очень заслуженный, согласно
требованиям п.3.5.
Положения. (Замечание к ГОУ № 661).
·
Нарушением является назначение секретаря ОУ секретарём АК, секретарём АК должен быть
педагогический работник (Замечание к ГОУ № 46).
·
Состав а/к ГОУ формируется
на основании положения об а/к. Если в
положении есть зам.предсеталя
а/к, то должны быть определены его права и обязанности. (Замечание
к ДЮЦТТиД
и ГОУ № 46).
·
Эксперты утверждаются по приказу директора ОУ, а кандидатуры
подбираются и назначаются решением а/к, в том числе и
эксперты РКА (замечания
к ГОУ № 38).
·
Замечанием
является: нарушение прав педагогического
работника при прохождении аттестации п.2.3. Положения
- проведение
экспертизы с избранием нескольких форм проведения аттестации (замечание к ГОУ №
46 собеседование и открытое занятие).
·
Не признана
легитимной проведённая аттестация учителя работающего на замещении отсутствующего педагога и не назначенного на должность
учителя ни при подаче заявления на
аттестацию, ни при прохождении
аттестации (замечание е ГОУ № 657).
·
Нельзя нарушать принципа аттестации: эксперты могут назначаться только по профилю работы
аттестуемого, а не по административной должности (зам.директора по УВР, учитель русского языка не может быть экспертом учителя информатики, а также не может
зам.директора по ВР, учитель англ. языка быть экспертом
воспитателя дошкольного отделения (замечание к ГОУ №
38). Эксперт назначается из числа учителей, аттестованных по данному
предмету, виду деятельности и прошедший подготовку на эксперта. Документ –
справка эксперта действителна 3 года.
·
Не может быть
экспертом при аттестации методиста по
профилактике дорожно - транспортного травматизма методист
декоративно-прикладного отдела (замечание е ДЮЦТТиД)..
·
Признано
нарушением п.2.2. Положения по присвоение кв.категории 09.10.2008г., т.к. не выдержан срок предупреждения за 2 недели
с 1октября., начала аттестационного периода.
(замечание к ГОУ № 657).
·
Признаётся нарушением издание одним приказом о присвоении квалификационной
категории и об исчислении заработной платы. Должны быть отдельные приказы - см.пособие
для секретаря а/к 2007г. КО, там же даны формулировки
приказов. (замечание к ППМСЦ)
·
Были замечания по записям в трудовой книжке.
Проведённая проверка показала, что Положение о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений, утверждённое приказом Министерства образования
РФ от 26.06.200г. № 1908, в целом соблюдается.
P.S. Вся нормативная база содержится на главной странице сайта sinmun.narod.ru
(Напоминание некоторых документов, которые возможно вышли из "поля зрения")
Нормативно-правовая база
организации и проведения аттестации педагогических и руководящих работников:
1. Закон « Об образовании» ст.28,35.
2. Приказ МО РФ №1908 от 26.06.2000г. «Об утверждении
Положения о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений».
3. В помощь секретарю аттестационной комиссии Комитет по образованию Санкт-Петербурга,
2007г. РЦОКО и ИТ.
П. Документы
регионального уровня (на основе федеральных):
1.
Распоряжение Комитета по образованию № 1494-р от 28.08.2009г. О внесение дополнений и изменений в распоряжение Комитета по
образованию от 02.12.2005 № 9150-р
" Об утверждении методических рекомендаций по системе оплаты труда
работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счёт
средств бюджета Санкт-Петербурга.
2.
Распоряжение Комитета по образованию №1614 от 05.10.3009г.
3.
Комитет по образованию СПб от 01.12.2009 г. № 04-5185/09 Перечень экзаменационных
материалов, которые
должны использоваться экспертами при проведении аттестации у пед.
работников
в форме экзамена или собеседования. Приложение на 13 листах. Н.А.Заиченко.
4. . п. 15. Совместное Письмо МО и науки РФ
№03-8 ин/22-03, Профсоюза работников народного
образования РФ от 07.02.2003 № 03-8 ин и
№11
5. Совместное Письмо МО РФ и Профсоюзов
работников народного образования РФ
от
15.08.2000 № 297/19-10 и №117.
6. Письмо Комитета по образования от
07.11.2009 г. №1104-4932
7. Письмо Министерства образования и науки и
РФ от 17.09.2009 №03-1875 разрешает комитету по
образованию
Санкт-Петербурга продлить экспериментальный порядок аттестации педагогических
работников образовательных
учреждений в 2009-2010 учебном году
Последние
поступившие в ОУ документы из Комитета по образованию
СПб
· Распоряжение от 12.01.2010 г. О внесении изменений в распоряжение КО от 29.09.2010 № 1586. замена слова "сроком на один год" на слова " в течение срока их действия по всей территории РФ"
· Распоряжение от 22.01.2010г. О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию об учёте и продлении квалификационных категорий.
Ш. Документы районного уровня (на основе региональных).
Приказ Отдела образования № 383-Д от 07.10.09г. Об аттестации на первую и вторую
квалификационные категории работников образовательных учреждений района, не
имеющих аттестационную комиссию.