В помощь аттестующимся педагогическим и руководящим работникам (рекомендации)

Методиcт НМЦ по аттестации Маковская Надежда Николаевна

(из опыта работы, материалов проверок Инспекцией Комитета по образованию,  Комитетом по образованию и инструктивных материалов)

(информация на апрель 2010 г., официально утверждённые документы должны появиться в ближайшее время)

Методичка является временным материалом, объясняющим текущее положение, т.к. с 15 апреля должен начаться приём заявлений, а утверждённого нового положения по аттестации нет.

 Разъяснения предлагаются в связи с меняющимся инструктивными и нормативными документами и введением с 1 января 2011 года нового положения по аттестации

 (имеется проект), а также утверждёнными и действующими новыми документами:

·        Единый ТК справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593 раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

·        Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216 н госква " Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования".

·        Минобрнауки опубликован (проект) Приказ "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных  учреждений (декабрь 2009г.).
     Документ вводит два уровня аттестации: обязательный (соответствие   

                  должности) и добровольный (квалификационная категория).

       В 2009/10 учебном году в Санкт - Петербурге процедура аттестации проводилась в экспериментальном режиме с анализом результатов её деятельности в мае-июне 2010 г. Аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию проводилась  районной аттестационной комиссией, а на 1 и 2 квалификационные категории аттестационными комиссиями образовательных учреждений. Срок действия категорий 5 лет и аттестация возможна досрочно, но не могла проходить ранее, чем через год после последней аттестации [2 пункт 4.2 Положения № 1908 от 2000 г]. Приём заявлений проводился в период с 15 апреля до 1 июля ежегодно.

Анализ новых утверждённых документов, указанных выше:

·        1 К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216 н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный № 11731. «Российская газета», 2008, № 113).

·        2. Аттестация проводится в целях установления уровня квалификации педагогических работников с присвоением квалификационных категорий (первой или высшей) или подтверждения соответствия

       педагогических работников занимаемым ими должностям на основе

       оценки их профессиональной деятельности.

·        Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008г. № 216н госква " Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования". В Приказе перечислены профессиональные квалификационные группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня (вожатый, помощник воспитателя, секретарь учебной части), второго уровня (дежурный по режиму, младший воспитатель, диспетчер ОУ, старший дежурный по режиму). Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников 1-4 уровней. Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений 1-3 уровни., структуры допбразования.

"Квалификационные характеристики должностей работников образования" от 14.08.2009 № 593.

      В разделе I определяют основные составляющие компетентности руководителей: профессиональная,  коммуникативная, информационная, правовая. Перечислены должностные обязанности, знания, требования к квалификации.  В разделе II определён перечень должностей руководителей ОУ (директор, заведующий, начальник), должностные обязанности, знания, требования к квалификации. Перечислены должности руководителей структурного подразделения (заведующий, начальник, директор, управляющий), должностные обязанности, знания, требования к квалификации. Указывается то же самое для старшего мастера.

                 Конкретно перечислены в разделе III должности педагогических работников (учитель,  преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед-для учреждений здравоохранения), педагог-психолог, воспитатель (включая старшего), тьютор ( за исключением тьюторов в сфере дополнительного профессионального образования), старший вожатый, педагог доп.образования (включая старшего), музыкальный руководитель, концертмейстер, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, методист (включая старшего), инструктор-методист (физкультура и спорт), инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности,, тренер-преподаватель (включая старшего), мастер производственного обучения.   Перечислены должностные обязанности, знания, требования к квалификации.

            В разделе IY  указаны должности учебно-вспомогательного персонала, перечислены должностные

       обязанности, знания, требования к квалификации для: дежурный по режиму (включая старшего),  вожатый, помощник воспитателя, младший воспитатель, секретарь учебной части, диспетчер ОУ.

I

   Порядок аттестации педагогических работников в целях

подтверждения соответствия занимаемой должности

·         Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, не реже одного раза в 5 лет.

·        Основанием для проведения аттестации является представление работодателя.

·         Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности

·        …работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
Аттестации не подлежат:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

беременные женщины;
женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация таких работников возможна
не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков

·        Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.

·         По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника

·         В решении аттестационной комиссии могут содержаться рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации, которые вносятся в аттестационный лист.
Образовательное учреждение представляет в аттестационную комиссию не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.

·           В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878). Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878)).

I I

Порядок аттестации педагогических работников для установления уровня квалификации с присвоением квалификационной категории

  • Аттестация педагогического работника проводится для установления заявленного им уровня квалификации с присвоением первой или высшей квалификационной категории.
  • Основанием для проведения аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории является заявление педагогического работника. Заявление подается педагогическим работником в аттестационную комиссию в течение календарного года. Заявление педагогического работника о прохождении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее двух месяцев со дня подачи.
  • Аттестация педагогических работников осуществляется в течение календарного года
  • Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем педагогический работник письменно извещается не позднее, чем за месяц до начала аттестации.
  • Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения аттестационной комиссии.
  • Квалификационная категория присваивается педагогическим работникам сроком на пять лет
  • Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о прохождении аттестации для присвоения высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после присвоения первой квалификационной категории.

·        Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, которые:
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их образовательных достижений выше

·        Высшая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, которые:
имеют первую квалификационную категорию;
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их образовательных достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

                                                                        Итоги:

·        По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения:
а) присвоить первую (высшую) квалификационной категории;
б) не присваивать первую (высшую) квалификационной категории

·        . При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника заявленной высшей квалификационной категории за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

·        Квалификационные категории, присвоенные педагогическим работникам по результатам аттестации, проведенной в соответствии с настоящим Положением, сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока, на который они присвоены

Из результатов проверки деятельности аттестационной комиссии КО СПб в июне 2009г.:

   (для грамотного оформления документации по окончании аттестационного периода)

      Было посещение 8 ГОУ (№№38, 46, 555, 635, 657, 661) и 1 ГДОУ № 31, НМЦ, ДЮЦТТиД, ПМСЦ, РКА. Письмо № 04-2732/09 от 14.07.2009г. за подписью Зам.председателя КО Н.А.Заиченко.

      Проверка показала, что в Приморском районе аттестация педагогических и руководящих работников ОУ в целом организована и осуществляется в соответствии с действующими нормативным документами федерального и регионального уровня.

        Вместе с тем, в период проверки были обнаружены нарушения и недостатки в  исполнении требований, предъявляемых в организации и проведению аттестации педагогических работников, а также недочёты в оформлении документации.

        Нарушения и недостатки в организации аттестации выявлены в ГОУ №№ 38,46,555,635,657,661.; в ГДОУ№31, ,ДЮЦТТиД, ППМСЦ, РКА.

        В некоторых ОУ обнаружены недочёты в оформлении документации: протоколов аттестационной комиссии, аттестационных листов, а также внесенных записей в трудовые книжки педагогических работников в части присвоения им квалификационных категорий.

         По всем вопросам и выявленным нарушения проведены консультации с руководителями ОУ, председателям и секретарями аттестационных комиссий ОУ.

           Рекомендации из замечаний, помощь для оформления документации текущего учебного года:

·         Необходимо издавать приказ "Об организации аттестации педагогических работников в _______ учебном году".  Принятие Положения об АК  ОУ на пед. совете, издание протокола №1 от сентября и утверждение его руководителем ОУ признано нарушение п.3.4. Положения..  (было в ГДОУ № 31, ГОУ № 657)

·         Положение о порядке аттестации педагогических работников в ОУ  должно быть утверждено приказом руководителя.  В Положении должны быть определены права и обязанности председателя, заместителя, секретаря и членов АК  (замечание к ППМСЦ, нет  заместитеяя а/к)

·         Необходимо утверждать приказом руководителя ОУ графики аттестации педагогических работников. На момент проверки графики были, подписаны учителями, но не было приказа. (ГОУ №№ 38, 555).

·         Необходимо отмечать два месяца, определяющие продолжительность аттестации. На момент проверки не было в ГОУ № 661 у учителя Ивановой Т.А., ГОУ № 635 Сурин А.С.

·         Необходимо иметь письменное подтверждение с датой ознакомления аттестуемого с началом процедуры аттестации. Были замечание по ГОУ №№ 38 и 555.

·         Нельзя нарушать сроки аттестации в соответствии с графиком, утверждённым руководителем ГОУ. Требуется заявление педагогов о переносе сроков аттестации. Замечание к ГОУ № 657.

·         Возглавлять аттестационную комиссию должен администратор в ранге замиректора или директора ОУ, а не учитель, даже очень заслуженный, согласно требованиям п.3.5. Положения. (Замечание к  ГОУ № 661).

·         Нарушением является назначение секретаря ОУ секретарём АК, секретарём АК должен быть педагогический работник (Замечание к  ГОУ № 46).

·         Состав а/к ГОУ формируется на основании положения об а/к. Если в положении есть зам.предсеталя а/к, то  должны быть  определены его права и обязанности.  амечание к ДЮЦТТиД и ГОУ № 46).

·         Эксперты утверждаются по приказу директора ОУ, а кандидатуры подбираются и назначаются решением а/к, в том числе и эксперты РКА (замечания к ГОУ № 38).

·         Замечанием является: нарушение прав педагогического работника при прохождении аттестации п.2.3. Положения -  проведение экспертизы с избранием нескольких форм проведения аттестации  (замечание к ГОУ № 46 собеседование и открытое занятие).

·         Не признана легитимной проведённая аттестация учителя работающего на замещении отсутствующего педагога и не назначенного на должность учителя ни  при подаче заявления на аттестацию,  ни при прохождении аттестации (замечание е ГОУ № 657).

·         Нельзя нарушать принципа аттестации: эксперты  могут назначаться только по профилю работы аттестуемого, а не по административной должности  (замиректора по УВР, учитель русского языка не может быть экспертом  учителя информатики, а также не может зам.директора по ВР, учитель англ. языка быть экспертом воспитателя дошкольного отделения (замечание к ГОУ № 38). Эксперт назначается  из числа учителей, аттестованных по данному предмету, виду деятельности и прошедший подготовку на эксперта. Документ – справка эксперта действителна 3 года.

·         Не может быть экспертом при аттестации методиста по профилактике дорожно - транспортного травматизма методист декоративно-прикладного отдела (замечание е ДЮЦТТиД)..

·         Признано нарушением п.2.2. Положения по присвоение кватегории 09.10.2008г., т.к. не выдержан срок предупреждения за 2 недели с 1октября., начала аттестационного периода. (замечание к ГОУ № 657).

·         Признаётся нарушением издание одним  приказом о присвоении квалификационной категории и об исчислении заработной платы. Должны быть отдельные приказы - см.пособие для секретаря а/к 2007г. КО, там же даны формулировки приказов. (замечание к ППМСЦ)

·         Были замечания по записям в трудовой книжке.

            Проведённая проверка показала, что Положение о порядке аттестации   

       педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных

       образовательных учреждений, утверждённое приказом Министерства образования

       РФ от 26.06.200г. № 1908, в целом соблюдается.

    P.S.  Вся нормативная база содержится на главной странице сайта sinmun.narod.ru

    (Напоминание некоторых документов, которые возможно вышли из "поля зрения")

Нормативно-правовая база организации и проведения аттестации педагогических и руководящих работников:

                           I.             Документы федерального уровня:

1.  Закон « Об образовании» ст.28,35.

2.  Приказ МО РФ №1908 от 26.06.2000г. «Об утверждении Положения о порядке аттестации

     педагогических и руководящих работников государственных и  муниципальных       

              образовательных учреждений».

 3. В помощь секретарю аттестационной комиссии  Комитет по образованию Санкт-Петербурга,     

                 2007г. РЦОКО и ИТ.

                      П.    Документы регионального уровня (на основе федеральных):

   1. Распоряжение Комитета по образованию № 1494-р от 28.08.2009г. О внесение дополнений  и изменений в распоряжение Комитета по образованию от 02.12.2005  № 9150-р " Об утверждении методических рекомендаций по системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга.

   2. Распоряжение Комитета по образованию №1614 от 05.10.3009г.

3. Комитет по образованию СПб от 01.12.2009 г. № 04-5185/09 Перечень экзаменационных  

    материалов, которые должны использоваться экспертами при проведении аттестации у пед.

     работников в форме экзамена или собеседования. Приложение на 13 листах. Н.А.Заиченко.
4. 
. п. 15. Совместное Письмо МО и науки РФ №03-8 ин/22-03, Профсоюза работников народного

    образования РФ от 07.02.2003 № 03-8 ин и №11

5.  Совместное Письмо МО РФ и Профсоюзов работников народного образования РФ 

      от  15.08.2000 № 297/19-10 и №117.

             6. Письмо Комитета по образования от 07.11.2009 г. №1104-4932

             7. Письмо Министерства образования и науки и РФ от 17.09.2009 №03-1875  разрешает комитету по    

                    образованию Санкт-Петербурга продлить экспериментальный порядок аттестации педагогических

                    работников образовательных учреждений в 2009-2010 учебном году

       Последние поступившие в ОУ документы из Комитета по образованию СПб

·        Распоряжение от 12.01.2010 г. О внесении изменений в распоряжение КО от 29.09.2010 № 1586. замена слова "сроком на один год" на слова " в течение срока их действия по всей территории РФ"

·        Распоряжение от 22.01.2010г. О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию об учёте и продлении квалификационных категорий.

                                   Ш.  Документы районного уровня (на основе  региональных).

Приказ Отдела образования № 383-Д от 07.10.09г. Об аттестации на первую и вторую квалификационные категории работников образовательных учреждений района, не имеющих аттестационную комиссию.

             

Hosted by uCoz